Воронежский Анархист

НАЧИНАЕТСЯ УЛИЧНАЯ ВОЙНА
В ночь на 1 мая 1979 года сотни молодых людей собрались на окраине Слотт-парка в Осло. Они снесли ограду парка, притащили большие деревянные скамейки из Студенческого сквера, ветки и даже деревья - словом, все, что горит, сложили посреди улицы, в самом конце Карл Йохан*, и зажгли огромный костер, остановивший все движение.

В самом центре Осло разгоралось яркое пламя, и все ждали, когда придет полиция.

Но полиция не приходила.

Тем временем собрались сотни любопытных. Слухи разносились по телефону, к месту событий ежеминутно подъезжали такси, привозя и молодежь, и стариков - и уже через пару часов сборище насчитывало тысячи людей.

В самом центре этого дьявольского котла происходило нечто необычное: молодые люди в черных рубашках воинственно размахивали клюшками, а другая группа парней, узнав нацистов, бросила боевой клич: «Бей нацистских свиней!» Началась драка. Повсюду виднелись черные и фиолетовые знамена.

Около полуночи большая группа молодых людей двинулась вниз по Карл Йоханн, колотя по окнам плоскогубцами. Возле бакалейного магазина Олуфа Лорентцена начался настоящий грабеж.

Окна были выбиты, кое-кто кинулся за товарами. Коробки с печеньем и пачки сахара полетели на тротуар на радость всему сборищу, пивным бутылкам не было счету. Наконец явилась полиция. Наступая на собравшихся, полицейские стали бросать гранаты со слезоточивым газом. С этого момента начались просто ошеломляющие события - и это в самой спокойной части Осло!

Под ногами, одна за другой, разрываются с шипеньем гранаты. Они крутятся, словно волчки, и вокруг клубится молочно-белый туман. В море тумана видны медленно продвигающиеся вперед полицейские: в шлемах и противогазах, они непрерывно бросают перед собой гранаты, Так они продвинулись в парк и дошли до метро и кинотеатра Сага, находиться в этом районе стало просто невозможно. Из парка выбежали наиболее строптивые демонстранты, преследуемые полицейскими собаками. Вокруг Вика и Конге-террассен собралась толпа.

- Захватим Виктория Террассе!** - слышатся голоса.

Потом толпа хлынула вниз по улице Русселёк - совершенно неуправляемое скопище людей. Огромные окна торговых фирм были разбиты камнями, на площади 7 июня окна были разбиты в здании Министерства иностранных дел. У входа в Министерство была взорвана ручная граната, и всех здорово тряхнуло.

А из Слотт-парка продолжали двигаться полицейские со слезоточивым газом. Вдруг стало темно от ливня камней...

Однако толпа рассеивалась, Некоторые побежали по улице Драшен, разбивая на ходу окна. Полностью разрушен был оптический магазин. Полицейские снова пустили слезоточивый газ - от Виктория-террассе к Вика-центру, где собрались еще одна большая толпа.

Мы были свидетелями крупнейшего со времен второй мировой войны беспорядка в Норвегии. И этот случай не был единственным. Год спустя Осло снова стал центром подобных событий. И в центре Трондхайма в ночь на 17 мая 1978 года происходило нечто подобное. После схватки на площади был настоящий хаос; множество камней и разбитых бутылок, разбитые окна магазинов с выброшенными на мостовую товарами, сломанные скамейки, из которых молодежь строила баррикады... И на всем этом - кислый запах слезоточивого газа, по всему району...

Кристиансанд тоже пережил подобные беспорядки в январе 1978 года: В воскресную ночь несколько сот молодых людей принялись сокрушать все вокруг с яростью берсерков, Они нападали на едущие мимо и припаркованные автомобили, набрасывались на здания и тащили скамейки из парка при соборной церкви.

Есть все основания считать, что именно этот тип беспорядков - без политических требований и политического руководства, будет набирать силу в дальнейшем. Вначале эти беспорядки будут направлены против собственности - против магазинов и автомобилей. Но по мере их выхода из-под контроля, будет расти и число человеческих жертв. Тот, кто наблюдал все это вблизи, понимает, что линия фронта в этой уличной войне непостоянна: полиция хватает демонстрантов, но не прочь поколотить и невинных зрителей, чисто случайно оказавшихся на месте происшествия. Молодежь, в свою очередь, состоит из взаимно враждебных. А групп, вступающих друг с другом в потасовки от прямого повода беспорядка, демонстранты всегда к определенному пункту - без какого бы то ни было сознательного руководства. Как над молодежью, так и над полицией верх берут инстинкты толпы. И даже тот, кто сохранил ясный ум и рассудок, рискует попасть под общий настрой. С нацистским охотничьим азартом: «Бей нацистских свиней!» - молодые люди выслеживают чернорубашечников. Бомбы швыряются наугад. Прохожие беспричинно подвергаются оскорблениям. В действиях молодежи, как и в действиях полиции, ощущается жажда полного хаоса, войны каждого против всех, яростная агрессивность, примитивное желание видеть кровь.

По - настоящему серьезным во всем этом является то, что эти беспорядки, повторяющиеся со все возрастающей частотой, есть нечто большее, чем просто концентрированное выражение обыденной атмосферы большого города. Беспорядки этого типа - желание что-либо разрушить, взорвать и самому взлететь на воздух, это духовное обледенение, наглость, доходящая до жестокости, неспособность к любви, к отождествлению себя с другими - это и есть навязчивое и ужасающее эхо всех - наших городов с их ресторанами, дискотеками, вокзалами, кинотеатрами и улицами. Эхо это присутствует всюду: окруженные им, мы ищем друг друга в неоновом свете, и пустота кричащего неба заживо сдирает с нас кожу.

Тот, кто в подобной ситуации зовет полицию, радуется беспорядкам или провоцирует ненависть и насилие, ни в малейшей мере не понимает того, что происходит. Из этих беспорядков все мы - будь мы анархистами или политиками - должны извлечь урок. И если мы не среагируем на них сегодня, завтра будет уже поздно.

Бунт последнего столетия против церкви, христианства и религии вообще призван был стать неотъемлемой частью процесса освобождения человечества от гнета догм и моральных стереотипов. Шторм, обрушившийся на старое общество, должен был наступить, чтобы освободить рабочий класс от социальной и экономической нищеты. И те, кто возглавил этот долгий процесс освобождения - стоящие над классами радикалы от - Маркса до Кропоткина - в той или иной степени вдохновлялись высокими гуманистическими идеалами земного братства. Но эти идеалы они брали, в некотором смысле, умозрительно, исходя из христианских представлений о человеке. Вопреки проводимой церковью антихристианской политике, вопреки тому, что уже не было пути назад, к слепому восприятию христианских истин, стало очевидно, что идея неизменности человеческой природы явилась продуктом исторического развития христианства. Событием огромного исторического значения явилось то, что радикалы и гуманисты отвергли с позиций идеализма христианскую религию, вместе с идеей духовной первопричины мира, поставив во главу угла идеалы любви гуманизма, благоговения перед жизнью - идеалы, которые имеют свои корни в христианском мировоззрении. Со временем эти идеалы утратили свое идеалистическое обоснование, стало развиваться совершенно новое мировоззрение, материализм, отвергающий все представления о духовном мире и сводящий все явления к их земной сути - к химии и механике. Материальные вещи и процессы ставятся на место божественных. Но можно ли объяснить моральные идеалы химией и механикой?!

За период жизни нескольких поколений назрело неизбежное: обладая высокими моральными идеалами, люди, не в силах понять и осознать их, хотят привить эти идеалы молодому поколению, сформировать на основе этих идеалов противоречащее им мировоззрение. И тогда молодое поколение старается глубоко вникнуть в происходящее, уразуметь внутреннюю мотивировку тех процессов, в которых приходится принимать участие.

Старшее поколение восприняло свои взгляды от людей с религиозным мировоззрением. Но теперь, когда это мировоззрение отброшено, молодежь приходит к мысли, что прежние идеалы висят в воздухе. Старшее поколение живет остатками христианских чувств, отбросов религии, а молодежь не имеет даже этого. Рано или поздно молодой человек вынужден будет задать вопрос: В чем смысл жизни? И не получит ответа.

В следующий раз вопрос прозвучит так: Почему я должен стремиться к истине, красоте, добру? И не получит ответа.

Наконец придет неизбежный, ужасный вопрос: почему я не должен убивать?

И ответа не последует.

Истина заключается в том, что материалистическое мировоззрение, принимаемое сегодня практически всеми, сводящее человека к физическому феномену, к разновидности биологического существа, возникшего из тины и пребывающего в тине, без живого духа, но с «душой», являющейся продуктом жизнедеятельности организма - это мировоззрение не дает основ для развития идеи о незыблемости индивида, идеям любви и самоотверженности. Не имея этих основ человечности, подрастающее поколение обречено на внутренний разлад, отброшено к стадной жизни, а все представления о способностях индивида к сознательной работе над собой сведены на нет. Это не что иное, как возврат к животному состоянию.

Молодежь вынуждена жестоко страдать, сознавая, что человеческое в ней сведено на нет. В бессознательном отчаянии бросаются молодые люди в современный ад наркомании, алкоголизма, проституции, извращений и насилия. Социальная реальность выполняет при этом роль отрицательного фактора: этот мир высотных зданий, централизованных школ, телевидения, универмагов, дешевых забегаловок и электроники. Общество благополучия, каким оно является сегодня, с его высокой зарплатой и бытовыми услугами, с его гигиеной и индустрией развлечений, было создано людьми с материалистическим сознанием - это общество построено на иллюзии, что у человека нет живого духа. Мы обеспечены едой, одеждой, жильем и работой, у нас хорошо налажена система охраны порядка - короче, есть все, что нужно для удовлетворения потребностей тела. Есть и гигантская индустрия дешевых развлечений, призванных заполнить наше свободное время. Обо всем этом мы подумали.

Но о том, что человек существо духовное, мы еще не додумались.

Мы построили общество благополучия, считая человека высокоорганизованным животным - и люди получили в изобилии все материальные блага. Но пришло новое поколение, которых наводнение вещей больше не очаровывает, И потребность человеческого духа во внутреннем развитии, потребность творить и действовать, исходя из собственной индивидуальности, болезненно отзывается на всей структуре общества, созданного лишь для удовлетворения телесных потребностей.

Государственная система образования строится в духе централизованного коллективизма, люди работают исключительно ради денег, поставленные перед выбором принять, как есть, государственность, основанную на власти капитала, или стать жертвой безработицы, случая, изгнания.

И чем дальше, тем сильнее будет нарастать протест: все больше и больше молодых людей откажутся выносить бессмысленность образования и производственной жизни. И если этот протест сам по себе естественный и позитивный, не будет основан на осознании незыблемости индивида, он со временем превратится в извращение - стадные инстинкты толпы возьмут верх, цивилизация повернется назад, к варварству - в самом худшем смысле этого слова.




*Карл Йохан - главная улица Осло.
**Полицейское управление Осло.

КАЙ СКАГЕН