Воронежский Анархист

РЕЧЬ УЧИТЕЛЯ ПАНСКОГО (дурика) НА СОБРАНИИ БОЕВЫХ ГРУПП ОТ 18. 03. 06 : Где слабинка в разуме, там зацепка для веры...
Добрый вечер всем присутствующим на этом удивительном собрании, которое объединило духовных радикалов различных мастей и оттенков. Вкратце я обозначу себя и свою деятельность. Итак, меня попросили выступить здесь в качестве комментатора и рецензента книги Мартена Пажа - "Как я стал идиотом". Почему меня? Видите ли, я возглавляю церковь, которую в официальных церковных кругах принято называть "дурики".

Кто такие "дурики" и чем они отличаются от дураков? Это дураки понарошку, принявшие на себя удобную роль, а вовсе не таковые от природы...

...Используя опыт Гамлета, принца датского, мы притворяемся дураками, чтобы легче вынести гнет бытия и хотя бы отчасти не быть тем, чем мы обязаны быть.

Система столь жестка и бесчеловечна, что лишь глупость придает ей какую-то теплоту, хотя бы подобие человечности... Все-таки глупость дается от природы, и как общество ни вразумляет ее, остается в ней святая правда и чистота. Любая последовательность и методичность, пытаясь ускользнуть от глупой природы, сама приобретает, в конце концов, форму глупости, т. е. возвращается к своему началу. Именно в этой форме она и становится приемлемой для человеческой души, хотя и совершенно неприемлема для разума.

Мы избрали дурачество своей специальностью, а вместе с ней - и такие свойства, как безвинность и безответственность. Только дуриком можно спокойно войти в систему, не свихнувшись от страха и не одурев от скуки. Нам все можно, ибо мы слегка неуправляемы - чуть-чуть, но ведь это "чуть-чуть" - самое важное в любом искусстве. В нужные моменты какой-то шарик выскакивает у нас из ролика - и машина вращается вхолостую. Поэтому положиться на нас невозможно, хотя полагаться больше и не на кого. В иные исторические эпохи весь народ, чтобы спасти себя, заделывается таким вот дуриком. Не потому, что он дурак, а потому, что он умный, народ. И не хочет, чтобы на нем играли, как на флейте...

Благодаря нашей неутомимой деятельности любая реальность превращается в фантом, и даже авторитарный строй становится чем-то вроде забавного анекдота. Дурик, в общем, делает все, что полагается по службе - но чего-то слегка недоделывает. Не дописывает последнюю цифру, недоучитывает случайное обстоятельство, не докладывает о щекотливом факте... Никто из вышестоящих не может ему до конца объяснить - и поэтому он сам чуть-чуть недообъясняет нижестоящим. Недопонимание и становится основой коллективных действий, постепенно разрушающих деспотический разум самого коллектива.

...Поскольку цель каждого действия не совсем ясна, оно производится с легкой душой и ясной улыбкой. Эта ясность неясности передается от одного к другому как сплачивающая всех теплота тайны. Мы наслаждаются тем легким абсурдом, в атмосфере которого действие почти не отличается от бездействия и противодействия. На каждом шагу возникает маленькая неразбериха, приятный переполох.

Теперь, собственно, о книге. Мы все чаще в последнее время смотрим на Францию, ожидаем прихода оттуда волнующих сводок. Уличные бои студентов и рабочих со стражами правопорядка и армией. Правительство, если и не говорит вслух, то за кулисами шепчется об отставке. Повторяется 68-ой…

Последние 50 лет отмечены небывалым интеллектуальным подъемом и, в - первую очередь, благодаря французским интеллектуалам. Фуко, Дебор, Лакан, Лиотар, Бодрийяр, Делез, Гваттари… Художественная литература тоже "выдала" свою радикальную плеяду. Яркой звездой здесь дебютировал Мартен Паж, которого цитирует студенчество восставшей Сорбонны. "Как я стал идиотом" - пособие для начинающих критиковать "чистый разум", умелый путеводитель по дороге к идиотизму - способу радикального отрицания общепринятого дискурса. Преимущества дурика перед умным здесь поданы как приятные гастрономические блюда.

Вот некоторые цитаты:
"Ум и честность не зависят от дипломов; тестов IQ на здравый смысл не существует…. Чтение великих авторов, усилия мысли, изучения трудов гениальных ученых не обязательно делают человека умным… есть люди, читавшие Платона и Фрейда, умеющие порассуждать о кварках и отличить сокола от пустельги, но при этом они остаются полными кретинами…". И любимое: "Ум есть болезнь". На этом и остановимся.

Учитель Панский (дурик)

СМЕРТЬ_ ЗМЕИ_ ПОСТАПОКАЛИПСИС