АНДРЕА ЧАСОВСКИ

ПЛЯСКА СМЕРТИ


Танцующая Смерть приблизилась к нам, размахивая руками и скалясь грустными пустыми глазницами.

Еретическая, ритуально-языческая, ортодоксально-церковная, куртуазная традиции отступили в почтении перед своим плодом – бескровным, имеющим только череп, который обтягивает хрустящая как пергамент кожа да ссохшиеся мослы, просвечивающиеся своей белизной под грудой ветоши, накинутые каким-то стыдливым святошей на этот вихляющийся набор костылей.

“Totentanz”, “Danse macabre”, “Danza de la muerte”, “Doodendans”, “Ballo della Morte”, “Dance of Machaabree”. Танец скелетов.

На гравюрах Средневековья Смерть выступает и как триумфатор и как жнец, как птицелов и охотник, как всадник и как висельник, весело размахивающий своей петлей. По лесам средневековой Европы бродят полуразложившиеся трупы, читающие покаянные проповеди встречным – князьям и простолюдинам. Так неудачно воскресшие трупы (с явными признаками разложения, порой, - с отсутствующими частями тела, лица..) проповедуют о бренности и суетности жизни, ничтожности мирской власти перед властью Высшей. Покойники - это те, кем будут после живые – мертвые среди мертвых, мертвые среди живых, но все же – мертвые, призывают к покаянью. Мертвые ведут разговор с живыми. Слышат ли живые их? Или ужас не дают прочесть, что шепчут деревянным ртом пробудившиеся мощи…

С приходом Чумы Смерть ввергла в отчаянье католическое население. К чему молиться? Никто не будет пощажен – ни монах, ни солдат, ни крестьянин, ни праведник, ни грешник… Инфернальная пляска вбирает в себя всех – добрых и злых, праведников и грешников, не взирая на происхождение, пол и расу. Отчаявшиеся устраивают пиры во время чумных бедствий; пьяные столы и рыгающие знатные дамы в центре лепры, гниющей соломы, экскрементов.

В танце стираются различия: повар и дворянка, мастеровой и солдат-наемник, простолюдин и княжеский отпрыск… прекрасные пары.

Из макабрической пляски, избежав прикосновения того, кто Водит Танец, вынырнул Жан Ле Февр – член парижского парламента, поэт и переводчик. Он переводит с латинского “Пляску Смерти”, (латинский оригинал не сохранился) и превращает ее в острую критику нравов: кардинал, патриарх, аббат, доминиканец, монах – “досталось” всем. Ле Февр выпускает Смерть из загробного бытия сюда, – в посюстороннее. Смерть становится мерилом жизни. Ей обращены последние слова умирающих, слова сожаления, раскаяния; она занимает место священника и судии. По злой иронии судьбы в исходном виде рукопись не сохранилась и дошла до нас будучи запечатленной на фресках кладбища Сент – Инносан. Что ж, Смерть не лишена чувства юмора – не случайно существуют ее изображения, где она приплясывает в обнимку с шутами.

“Пляска Смерти” объявило себя во всем – от моралите до сатиры, от карнавалов до иконографии, в лубочных жанрах (“искусство доброй кончины”, изображения “колеса счастья” и пр.)

Известны примеры росписи монастырских стен изображениями Смерти; она спорит с Христом, запросто общается с Сильными мира сего, танцует, гримасничает, бьет в барабан. Это уже не Сатана – унылый черт с волынкой, которого можно прогнать силой молитвы, Словом, распятием. Смерть не гонят, к ней… прислушиваются. Смерть – событие общественное, предмет коллективного созерцания и осмысления. Хотим мы этого или нет, но, как правильно заметил Г. Джемаль:
“Точка окончательного расхождения - отношение к смерти. Те, кто носит свою смерть внутри себя, для кого она - реальный центр их существа, не то, что «случится» с ними когда-нибудь в неопределенном виртуальном времени, но то, что составляет именно суть актуального здесь - присутствия… И те, для кого смерть есть нечто внешнее. Они верят, что даже самое заброшенное существо при определенном упорстве и везении может повысить свой уровень потребления и тем самым внести свой вклад во всеобщее дело вытеснения «смерти» в полную невозможность…”

Точка окончательного расхождения… Вопреки официальному мнению, которым пытаются что-то скрыть отнюдь не глупое племя культурологов и политологов, мы заявляем: “пляска Смерти” сегодня НЕ ВЫТЕСНЕНА в художественное! Она в бомбежках Хиросимы, Дрездена, Сербии, Ирака… Она актуализировалась на наших улицах.

Вы выглядывали в окно ночью? Видели танцующую бабку? У нее в руках не песочные ли часы? Не вашу ли голову подкидывает она?


RADIOJeSus?КЛЕКОТ АДА