Воронежский Анархист

АНАРХИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ РУБЕЖА ВЕКОВ
После бурного подъема в конце 1860-х – начале 1870-х гг. анархическое движение вступило в полосу идейного и организационного кризиса, вызванного и провалом ряда восстаний, и правительственными репрессиями, и уходом части рабочих в социал-демократические партии.
Впрочем, в эти годы выходило множество анархических изданий, брошюр и листовок.
Многие эмигранты из Старого Света активно пропагандировали анархические идеи на обоих американских континентах. В США анархизм распространялся в самых различных формах. Там были приверженцы штирнеровского анархо-индивидуализма, и прудонисты, создававшие кооперативные ассоциации (крупнейший последователь Прудона в Америке, активно пропагандировавший и развивавший его взгляды, – Бенджамин Таккер).
Яркой фигурой американского анархизма и феминизма стала Эмма Гольдман.
Широкую известность получили своеобразные анархические идеи Генри Дэвида Торо (1817–1862), которому спустя век – уже в 1960-е гг. – было суждено стать кумиром движения хиппи. Торо одним из первых выдвинул идею гражданского неповиновения, призывая отказываться от сотрудничества с государством, от уплаты налогов и воинской службы (за акцию гражданского неповиновения он попал в тюрьму). Американский мыслитель выступал за отказ от бездушной мещанской цивилизации и за слияние с природой.
Анархизму сочувствовал и один из великих американских поэтов Уолт Уитмен.
Большую роль играли анархисты и в американском рабочем движении, активно пропагандируя идею восьмичасового рабочего дня. Одним из драматических эпизодов этой борьбы стала казнь пяти чикагских анархистов в 1887 г.; в память о них 1 мая в некоторых странах отмечается как Международный день солидарности трудящихся.
В России на смену прудонистам 1860-х гг. (Соколову, Зайцеву, Ножину и другим) пришли бакунисты 1870-х. Анархическим, федералистским, антиэтатистским по духу было почти всё движение революционного народничества того времени: чайковцы (одним из идеологов которых был Кропоткин), участники процесса пятидесяти (на котором Софья Бардина в известной речи на суде прямо назвала себя анархисткой), члены «Земли и Воли», в программе которой были провозглашены анархические цели. Но в последние десятилетия XIX в. в истории русского анархизма наблюдается разрыв преемственности; лишь в начале ХХ столетия анархическое движение в России вновь приобретает значительное число приверженцев.
Своеобразным – «мирным» и полурелигиозным – вариантом анархизма в России было толстовство. Лев Толстой никогда прямо не называл себя анархистом, однако категорическое отрицание государства, патриотизма, армии и смертной казни (как прерогативы власти) самим Толстым, а также организация его сторонниками значительного числа изданий и коммун, члены которых проповедовали принципы самоуправления, отказ от соучастия в государственной жизни (уплаты налогов, службы в армии и т.д.) – всё это вносило свой вклад в развитие анархизма в России. Толстовские коммуны просуществовали в России до 1930-х гг. и были окончательно разгромлены большевиками.
Толстой и Кропоткин оказали существенную поддержку религиозной секте духоборов, исповедовавших антигосударственные принципы и подвергавшихся преследованиям. При активном участии Кропоткина и Толстого духоборы, жившие на Кавказе, переселились в пустынные районы Канады, где за короткое время своим трудом создали процветающие общины, многие из которых существуют и по сей день.
В Западной Европе на смену Прудону и Бакунину пришли талантливые анархические писатели – теоретики и пропагандисты. Среди них – швейцарец Джеймс Гильом, бельгиец Цезарь де Пап, французы Элизе Реклю, Жан Грав и Луиза Мишель, итальянец Эррико Малатеста, немцы Макс Неттлау и Иоганн Мост. Не ограничиваясь пропагандой, участием в рабочем движении, организацией кооперативов, профсоюзов и коммун, анархисты Европы и Америки зачастую инициировали антимилитаристские, феминистские, просветительские инициативы.
В конце XIX в. немалую популярность среди европейских интеллектуалов и художников обрело ницшеанство, что привело к ренессансу в богемной среде анархо-индивидуализма Штирнера. Этого мыслителя многие называли предтечей Ницше.
Некоторые анархические группы Европы и Америки перешли к террористической деятельности, которая, пожалуй, получила наибольшую известность из всего того, чем занимались анархисты. Понятно, что террор всегда привлекает больше внимания в обществе, чем более мирные и конструктивные формы деятельности. На самом деле лишь незначительная часть анархистов встала на путь террора.
Волна анархического террора конца XIX – начала ХХ в. получила название равашолевщины – в честь знаменитого французского террориста Равашоля. Жертвами анархистов стали итальянский король и австрийская императрица, президент США и многие другие государственные деятели. В некоторых случаях подобные акции трактовались как возмездие за то, что радикалы считали злодеяниями, и проводились по инициативе анархических групп; однако чаще политические убийства были слабо мотивированными актами отчаяния одиночек, смутно представлявших себе смысл идей анархизма.
В таком состоянии идейной и организационной пестроты и разброда вступили анархисты в ХХ век. Впрочем, централизация, монолитность рядов и единомыслие никогда и не были целью анархистов, всегда отстаивавших права меньшинства и ценивших в людях независимость и своеобразие. И всё же в преддверии нового этапа грандиозных революционных конфликтов явственно ощущалась потребность в развитии, углублении и систематизации анархических идей. Попытка решить эти задачи была предпринята Петром Алексеевичем Кропоткиным.

ПЁТР РЯБОВ