Воронежский Анархист

СИТУАЦИОНИСТСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ
Ситуационистский Интернационал был основан в 1957 году Ги Эрнестом Дебором. Одновременно с оформлением нового политического движения было организовано издание одноименного журнала (вышло 12 номеров). Помимо Дебора, одним из признанных лидеров С.И. был Рауль Ванейгем. Количество участников этого движения не превышало семидесяти человек (имеются в виду действительные члены). Деятельность Интернационала охватывала одиннадцать стран (Западная Европа, Алжир и США). Ситуационисты - одни из тех, кто способствовал возникновению студенческой революции 1968-го года во Франции. Ядро С.И. составляли выходцы из группы поэтов-леттристов, художественной группы КОБРА, а также сюрреализма. Многие критики неоднократно подчеркивали схожесть методов ситуационизма и сюрреализма: провокации, непримиримость к окружению, бескомпромиссность в проведении своей пинии. Главное же отличие Ситуационистского Интернационала - политическая детерминанта деятельности и стремление к социальному проектированию. Если сюрреализм был, по преимуществу, художественным движением, то ситуационисты - это, скорее, группа теоретиков и радикальных политиков. Наибольшую известность в теоретической деятельности С.И. получила книга Г.Э.Дебора "Общество спектакля" (1967 г.), в которой автор предвосхитил идею симупякра (неподлинной действительности) Ж. Бодрийара; известен также коллективный текст "О нищете в студенческой жизни" (1966 г.). Большое влияние ситуационисты оказали и на "философию желания" Ж.Делёза и Ф.Гваттари. С деятельностью СИ. связывают имя Малькольма Мак Парена и его панк-проект середины семидесятых.

Без сомнения, С.И. - один из ярких представителей новой идеологии (идеологии не как ложного сознания, а как связного проекта преобразования действительности со своими задачами и методами воздействия).

В московском маргинальном политическом пространстве пропаганду ситуационистской мысли ведет М. Цовма в издаваемом им малотиражном самиздатовском журнале "Аспирин не поможет". Несмотря на негативистский пафос этого издания и призыв к левому молодежному движению больше заниматься анализом политических процессов, а не агитацией за какую-то мифическую революцию, этот журнал, конечно, нельзя назвать по-настоящему ситуационистским. Хотя бы просто из-за того, что сами ситуационисты подчеркивали неразрывную связь теории и практики, стремились максимально революционизировать свою бытовую жизнь. Из всех опубликованных в этом журнале текстов СИ. так и нельзя составить себе адекватное впечатление, чем же в конце концов занимались ситуационисты. Подбор материалов поражает своей безликостью и необязательностью. В этом же журнале название главной теоретической книги Г. Дебора переведено не как "Общество спектакля", а как "Общество зрелища", что, возможно, более благозвучно, но не соответствует главной мысли этой книги - протесту против отчуждения участников политических процессов от контроля за этими процессами.

Ситуационистский Интернационал был поражен традиционной болезнью всех оппозиционных движений - параноидальным поиском близких по убеждениям сподвижников. Отсюда - частые внутренние расколы, исключения, отмежевания и, как логическое завершение этого процесса, - самоубийство основателя Ситуационистского Интернационала Г.Э.Дебора (30 ноября 1994 г.). Параноидальный поиск подлинных сподвижников не может не привести к самоубийству, потому что самоубийство - экзистенциальный предел этого поиска. Напротив, параноидальному типу объединения позитивно противостоит шизофренический -пролиферация своих составляющих, изобретение новых внутренних различий в политических или артистических макрообъединениях. Впрочем, несмотря на эту критику, тексты ситуационистов представляются крайне интересными. Ситуационисты смогли наметить основания нового освободительного движения.


Что означает слово "Ситуационистский"?

Оно означает деятельность, направленную на создание ситуаций, а не на их распознавание. Эта деятельность охватывает все области соци­альной практики и индивидуальной истории. Мы заменяем пассивность существования созданием моментов жизни, а сомнения - жизне­утверждающим весельем. Философы и художники всегда занимались интерпретацией ситуаций, наша важнейшая задача на сегодняшний день - изменение этих ситуаций. Поскольку человек - лишь продукт ситуаций, которые он переживает, он имеет право претендовать на их формирование и на контроль за ними в соответствии со своими желаниями. В этом смысле поэзия (реализованная коммуникация в конкретной ситуации), освоение природы и политическая борьба за полное социальное освобождение должны слиться воедино в своем осуществлении. В наше время предельные ситуации, описанием которых всегда занималась феноменология, замещаются практическим созданием этих ситуаций. Думается, и в будущем подобная практика останется актуальной. Мы не сомневаемся в том, что именно такой подход представляет собой азбучную истину современного освободительного движения.

Что же должно быть превращено в ситуацию? В зависимости от рассматриваемого уровня, ситуацией может стать наша планета или эпоха (например, какая-либо цивилизация по Буркхарду) или же мгновение нашей жизни. Начнем! У ценностей прошлого, надежд на реа­лизацию разума в истории нет другого будущего. Всё в упадке. "Ситуационист" в смысле Ситуационистского Интернационала - это полная противоположность "ситуационисту" по-португальски, т.е. пассивному наблюдателю режима Салазара.

Является ли Ситуационистский Интернационал политическим движением?

Под "политическим движением" ныне подразумевается специализированная деятельность коллективных или индивидуальных партийных руководителей, черпающих свою силу и потенциал для своей будущей власти в ими же организованной пассивности активистов. Ситуационистский Интернационал не имеет ничего общего с иерархической системой власти, каким бы образом она ни была структурирована. В этом отношении он не является ни политическим движением, ни социологией политических мистификаций. Ситуационистский Интернационал ставит себе целью быть наивысшей степенью международного революционного сознания. Именно поэтому он стремится синтезировать и согласовывать энергию отрицания и энергию созидания, обрисовывающие новые контуры современного пролетариата, а также непреклонную волю к свободе. Поскольку он основывается ка стихийности масс, его деятельность, бесспорно, является политической - если, конечно, не отказывать агитаторам в этом качестве. По мере появления революционных движений, подобных новым радикальным течениям в Японии (т.е. экстремистскому крылу движения Дзенгакуров), в Конго или в испан­ском подполье, СИ. оказывает им критическую поддержку и,следовательно, практическую помощь. В отличие от различных оппортунисти­ческих "переходных программ", предлагаемых профессиональной политикой, СИ. настаивает на необходимости перманентной революции в повседневной жизни.

Является ли Ситуационистский Интернационал художественным движением?

Значительная часть Ситуационистской критики потребительского общества состоит в указании на то, что большинство современных художников превращают "делание" искусства в бизнес, отказываясь от реализации разнообразных возможностей преодоления этого общества. Эти возможности существовали где-то в период между 1910 и 1925 гг. и не были тогда до конца исчерпаны. С тех пор художественные движения представляют собой лишь осколки взрыва, никогда не свершившегося, но грозившего и грозящего структурам общества. Осознавая создавшееся положение и его противоречивость (с одной стороны, полная опустошенность, но с другой - всегда присутствующая возможность возврата к изначальному радикальному состоянию), СИ. является единственным движением, которое в состоянии отвечать запросам подлинного художника, поскольку поглощает выживание искусства искусством проживания жизни. Мы художники лишь постольку, поскольку мы уже не художники: мы пришли, чтобы воплотить искусство в жизнь.

Можно ли Ситуационистский Интернационал назвать нигилистическим явлением?

Ситуационистский Интернационал отрицает ту роль, которую с радостью навязали бы ему в спектакле всеобщего распада. Только тот, кто полностью проходит путь отрицания окружающей действительности, пробирается на другую сторону, за нигилизм. Ради достижения этой перспективы Ситуационистский Интернационал готов приложить максимум усилий. Все, что разрабатывается и строится вне этой пер­спективы, разваливается под собственной тяжестью и не нуждается в помощи Ситуацио-нистского Интернационала. Несомненно, однако, и то, что Ситуационистский Интернационал использует именно эти, образующиеся в результате внезапных коллапсов пустыри, которые в потребительском обществе существуют повсеместно как полигоны для экспериментов над новыми ценностями. Мы можем что-то построить только на руинах общества спектакля. С другой стороны, запрограммированность тотального разрушения вынуждает нас творить всегда с учетом этой тотальности.

Являются ли ситуационистские установки утопическими?

На самом деле, сама реальность уже давно вытеснила какую-либо утопию. Больше нет смысла говорить о некоей воображаемой связи между богатством нынешних технологических возможностей и тем, насколько убого ими пользуются правители всех мастей. Мы хотим предоставить существующие средства производства для творчества каждого отдельного человека, к чему всегда стремятся массы во времена всех революций. Можно считать это вопросом координации или вопросом тактики. Все обсуждаемые нами темы реализуемы непосредственно и срочно, как только наши методы исследования начнут воплощаться на практике.

Считаете ли вы обязательным называться ситуационистами?

При существующем порядке вещей, когда предметы занимают место человека, любой ярлык компрометирует. Однако этикетка, которую мы выбрали для себя, в силу определенной самокритичности противопоставляет себя "ситуационизму", ярлыку, который повесили на нас другие. Более того, этот разрыв между тем, как называться и что из себя представлять на деле, исчезнет, когда каждый из нас станет пол- ноправным ситуационистом, т.е. не будет про- летарием, борющимся за конец пролетариата. В данный момент выбранная нами этикетка, какая бы смешная она ни была, четко разделяет непоследовательность предшествующей революционной деятельности и новую бескомпромиссность. Именно этой определенности больше всего не хватало интеллектуалам на протяжении последних десятилетий.

В чем своеобразие ситуационистов как отдельно взятой группивовки?

С нашей точки зрения, значимость, которую мы приписываем себе как организованной группе теоретиков и экспериментаторов, оправдывается тремя основными аспектами. Во-первых, мы первыми подвергаем современное общество новой связной критике, исходя из революционных позиций. Этот вид критики глубоко укоренен в культуре и искусстве нашей эпохи, которая только и может быть до конца понята с помощью подобной критики (конечно, эта работа еще далека от завершения). Во-вторых, мы полностью и бесповоротно порываем с теми, кто нас к этому разрыву принуждает, а также - во многих случаях - с каждым, кто все еще солидарен с этими людьми. Ра­дикальный разрыв является ценным оружием в то время, когда конформизм, соглашательство и безропотное смирение незаметно переплетены между собой и поддерживают друг друга. В-третьих, мы вводим новый стиль отношений со своими "сторонниками": мы категорически отвергаем последователей и учеников. Нас интересует только равное сотрудничество автономных индивидуальностей на наивысшем уровне.

Почему общественность замалчивает деятельность Ситуационистского Интернационала?

О нас достаточно часто говорят в среде специалистов - представителей современного загнивающего мышления, но очень мало о нас пи­шут. Вообще, дело в том, что мы не принимаем термина "ситуационизм", который, по идее, был бы единственно пригодной категорией для того, чтобы ввести нас в общество спектакля и интегрировать в качестве идеологии в марксистском смысле (как ложное сознание). Естественно, что отвергнутый нами спектакль в свою очередь отвергает нас. Скорее, предпочитают говорить о ситуационистах как об индивидах, чтобы оторвать от коллективной борьбы, хотя это единственное, что делает нас "интересными". Кроме того, о ситуационистах говорят именно тогда, когда они перестают быть таковыми (как это случилось с конкурирующими группировками существующего в некоторых странах так называемого "нашизма", которые прославились только благодаря лживым утверждениям, что они имеют какое-то отношение к Ситуацио-нистскому Интернационалу).

Сторожевые псы общества спектакля пожирают осколки ситуационистской теории, ничего в ней не смысля, для того, чтобы использовать ее против нас. Они крадут наши идеи в борьбе за выживание своего спектакля. Понятно, что они вынуждены умалчивать первоисточник, и не столько потому, что заботятся о своей репутации и боятся обвинений в плагиате, а потому, что первоисточник подразумевает более широкий контекст употребления этих "идей". К тому же многие колеблющиеся интеллектуалы не смеют открыто говорить о Ситуационистском Интернационале, поскольку это потребовало бы от них максимальной определенности позиции - сказать, что не нравится, а что - нравится, и почему. Некоторые из них ошибочно считают, что будут освобождены от ответственности, если притворятся невеждами.

Как вы поддерживаете революционное движение?

К сожалению, никакого революционного движения сейчас не существует. Общество, конечно, состоит из противоречий и постоянно меняется. Это обстоятельство вселяет оптимизм, оно подчеркивает возможность и необходимость революционной деятельности, уже или еще не существующей как организованное движение. Поэтому дело не в том, чтобы "поддерживать" подобное движение, а в том, чтобы его создавать: определять направления его деятельности и постоянно с ним экспериментировать. Первое необходимое такому движению действие - это как раз сказать, что не существует никакого революционного движения. Все остальное есть лишь дурацкое воскрешение старых мифов.

Вы марксисты?

Ровно настолько, насколько и сам Маркс был им, когда он сказал: "Я не марксист".

Существует ли связь между вашими теориями и вашей реальной жизнью?

Наши теории - это ни что иное, как теория нашей реальной жизни и всего, что мы испытывали и воспринимали в ней. Как бы ни были мизерны наши возможности, как бы узко ни было поле нашей деятельности, мы стараемся максимально последовательно и бескомпро­миссно действовать. Мы относимся к врагам как к врагам со всеми вытекающими из этого последствиями, и это первый шаг в рекомен­дуемом нами ускоренном курсе под названием "Как научиться думать". С другой стороны, мы, разумеется, безоговорочно поддерживаем все виды свободы нравов, все то, что буржуи и бюрократические мерзавцы называют развращенностью. Естественно, абсолютно исключено, что революцию повседневности можно подготовить, следуя путем аскетизма.

Вы боретесь за общество досуга?

Общество досуга называется так только для вида, на самом деле оно скрывает определе форму производства/потребления конкрет типа социальных отношений. Когда сокращ время собственно производительного труда мадная промышленная армия трудится в об. потребления. В обществе спектакля кажды очередно является то рабочим, то сырьем в стрии труда и отдыха, меняя свой статус в ние одного дня. Современные формы труда альфа и омега современной жизни. Существующии труд неразрывно связан с существующей жизнью, определяется ею и определяет ее. Организация потребления и досуга четко связана с организацией труда. В потоке произведенного на конвейере времени наиболее ироничной величиной является "свободное время". Отчужденный труд может производить только отчуж-денный досуг, касается ли это праздной элиты (на самом деле, все менее и менее праздной) или масс, которые постепенно добиваются своего права на кратковременный отдых. Не существу-ет таких свинцовых экранов, которые бы изолировали какой-либо фрагмент времени или все время какой-либо части социума от "радиоактивности", излучаемой отчужденным трудом, - только потому, что именно этот труд формирует всю тотальность произведенных продуктов и саму социальную жизнь.

Кто Вас финансирует?

Нас никто никогда не финансировал. Мы сами себя финансируем, работая в современной культурной индустрии. Впрочем, этот способ финансирования крайне ненадежен. Здесь есть противоречие: с одной стороны, наши творческие способности достаточно высоки для того, чтобы достичь "успеха" в любой области, с другой стороны, современное общество в обмен на "успех" требует разделения наших замыслов (теоретической части нашей деятельности) и их практической реализации. Но мы не идем на этот компромисс, поэтому для правящей культурной элиты наша работа даже на вторых ролях абсо-лютно неприемлема. Соответственно выглядят и наши финансовые возможности. Нашисты, к примеру, участвуют в предпринимательстве, пытаясь заработать деньги для своей деятельности. Однако капитал не нуждается ни в подобном бизнесе, ни в нашем отказе от него. Эта система хочет быть желаемой, но всегда отказывается удовлетворять это возникшее желание.

Сколько Вас всего?

Нас несколько больше первоначального ядра герильи в Сьерра Маестро, но мы не так хорошо вооружены. Нас чуть меньше делегатов лондонского съезда I Интернационала в 1864 г., но у нас более связная программа. Мы так же тверды, как греки у Фермопил, но у нас более привлекательное будущее.

1964 г.


ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В КОНСТРУИРОВАНИИ СИТУАЦИИ

"Конструирование ситуаций начинается на руинах общества спектакля. Легко понять, до какой степени главный принцип любого спектакля - невмешательство в сценическое действие - связан с проблемой отчуждения. Напротив, все удачные революционные экспери­менты в культуре направлены на разрушение физиологической идентификации зрителя с героем, вовлекая, таким образом, его в действие. Ситуация создается таким образом, что может быть "оживленной" собственными ее конструкторами. Роль, которую играет пассивная или вовлеченная "публика", должна постоянно уменьшаться, в то время как роль тех, кто не может быть назван актерами, а, скорее, в новом смысле слова, "livers" (жильцами), должна постоянно возрастать".

Доклад о конструировании ситуаций

Наша концепция "сконструированной ситуации" не ограничена единовременным использованием каких-либо артефактов (произведений искусства) для создания той особой атмосферы, которая является основной целью этого конструирования. В зависимости от концентрации атмосферы (насколько сильна или распространена она во времени и пространстве) предполагается увеличение или уменьшение использования артефактов, а также привлечение иных форм публичной репрезентации.

Ситуация - это единый ансамбль поведения во времени. Она состоит из определенного, продуманного поведения, публичных жестов, спе­циально созданных для данного момента артефактов и "декораций". Все вышеперечисленное есть продукты окружающей среды и самих себя.

Они, изменяясь, сами производят свои другие формы, провоцируют собственные новые жесты. Как сознательно управлять всем этим механизмом? Мы не ограничиваем себя эмпирическим экспериментаторством с окружающей средой для создания специально спровоцированных сюрпризов. Настоящая экспериментальная направленность деятельности ситуационистов состоит в гармонизации более или менее осознаваемых желаний и времени/места для их реализации. Именно гармонизация окружающей среды и этих примитивных желаний способна спровоцировать осознание их примитивности и привести к спонтанному возникновению новых желаний, для реализации которых нужно будет создать новую реальность. Таким образом, можно себе представить вид ситуационистски ориентированного психоанализа, который по контрасту с разнообразными фрейдистскими последователями должен будет выявлять под­линные желания в данном месте и в данное время исключительно для их реализации (а не для сублимации, как во фрейдизме). Каждая лич­ность, каждый человек должен находить то, что он хочет, что его привлекает. И здесь снова, по контрасту с определенными опытами современного письма (например: Лейрис), нас интересуют не наши индивидуальные психологические структуры и не объяснение их формирования, но их возможное приложение к конструированию ситуаций.

Наши исследования могут быть интересны, в первую очередь, для индивидуумов, практически работающих в направлении конструирова­ния ситуаций. Подобные люди все - и спонтанно, и сознательно, - являются предситуациони-стами - индивидуумами, участвовавшими во всех предшествующих экспериментальных движениях и почувствовавших объективную необходимость этого вида конструирования через осознание сегодняшней культурной пустоты. Они близки друг другу благодаря общей специализации и совместному участию в создании и разработке базисных принципов этой специализации. Поэтому, похоже, эти люди разделют ряд общих ситуационистских тем и желаний, которые, несомненно, будут существенно меняться, как только столкнутся с реальностью, трансформируясь из теоретических конструк ций в практические.

Сконструированная ситуация обязател: коллективна в своей подготовке и развитии. Тем не менее, может показаться, что на период п вых сырых экспериментов данная ситуация требует на главную роль "режиссера" одного человека. Если мы представим конкретный проект ситуации, в котором, например, исследовательская команда создает эмоционально движное собрание нескольких человек на один вечер, мы без сомнения должны различать: жиссера или продюсера, ответственного за координацию основных элементов, необходи для созда декора и для выработки определенных ин' венций в событиях (как альтернатива, несю ко человек могли бы разрабатывать свои со венные интервенции, будучи в той или иной пени не в курсе планов друг друга); пря агентов (проводников), проживающих си цию, которые принимают участие в создг коллективного проекта и работают над пра ческим осуществлением инвайронмента; и н нец, нескольких пассивных зрителей, которые не участвуют в конструктивной работе должны быть вовлечены в действие.

Эти отношения между режиссером, прямыми агентами и пассивными зрителями, ecтественно, никогда не должны становиться постоянной специализацией, они есть чисто времунное подчинение целой команды ситуациони личности, ответственной за конкретный проект. Перспективы, которые мы обрисовали, ни ком смысле не являются продолжением театра. Пиранделло и Брехт уже разрушили театральный спектакль и указали несколько возможностей выходить за его пределы. Можно сказать что конструирование ситуаций заменит театр в том же смысле, в каком и реальное конструирование жизни все более и более стремится заменить религию. Ясно, главная сфера, котору мы собираемся захватить и исполнить - это поэзия, которая сожгла себя, заняв место в авангарде нашего времени, и сейчас полностью исчезла.

Одно из наших главных достижений, которое также является частью эксперимента - это возбуждение индивидуального желания к коллективному захвату мира. До тех пор, пока завоевания мира не произойдет, не будет настоящих индивидуумов - только призраки, тени, хаотически сталкивающиеся друг с другом. В случайных ситуациях мы встречаем разобщенных существ, двигающихся в беспорядке. Мы намереваемся ослабить, уничтожить эти условия путем форсирования политической агитации на принципах игры. В наше время функционализм, неизбежное выражение технологического развития, пытается полностью исключить игру, и партизаны "индустриального дизайна" жалуются на то, что их проекты испорчены человеческим стремлением к игре. В то же время, индустриальная коммерция грубо эксплуатирует эту тенденцию, преобразуя ее в необходимость постоянного искусственного обновления утилитарных товаров. Мы не интересуемся подхлестыванием продолжающегося художественного обновления дизайна. Но одновременно констатируем, что морализирующий функционализм! бессилен в глубоком решении проблемы. Единственный прогрессивный выход - освободить стремление к игре повсюду и в большем масштабе. Короче говоря, весь наивный пафос теоретиков промышленного дизайна не сможет изменить тот основной факт, что частный автомобиль, например, в первую очередь - идиотическая игрушка, и лишь во вторую - средство передвижения. В противоположность всем отсталым формам игры, - которые есть отступления к ее инфантильной стадии и всегда связаны с реакционной политикой, - необходимо продвигать экспериментальные формы игры революции.


ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

  • сконструированная ситуация - момент жизни, являющийся итогом сознательного и коллективного провоцирования, обладающий уникальной атмосферой.


  • ситуационизм - бессмысленный термин, неправильно выведенный из предыдущего. Не существует такой вещи, как ситуационизм, который должен был бы быть доктриной интерпретации существующих фактов. Понятие "ситуационизм", очевидно, придумано антиситуационистами.


  • психогеография - наука, изучающая особое влияние географического окружения, сознательно организованного или нет, на эмоции и поведение индивидуумов.


  • derive - способ экспериментального поведения, связанный с состоянием городского сообщества, техника сквозного прохождения через разнообразные среды.


  • unitary urbanism - теория комбинированного использования искусства и техники для интегральной конструкции окружения в динамической связи с экспериментами в поведении.


  • detournement - интеграция настоящей или предшествующей художественной продукции в сверхконструкцию окружающей среды.


источник: РАДЕК #1 . 1998