Черный квадрат. Алан Кулий



Сказать, когда зародилось анархическое движение на территории нашего региона - дело весьма трудное. И не потому, что царская охранка, а позднее и большевистская власть постарались устранить документы, касающиеся деятельности анархо-движения, а, скорее, наоборот - фактов и доказательств такое количество, что однозначный ответ хоть и упорно просится с языка, но застревает в глотке, бьется о стиснутые зубы академиков… Все дело оказывается в разнице определений такого понятия как "анархия". Чтобы намеренно запутать читателя, скажу больше - существует разница между "анархией" и "анархизмом". Итак, разберемся прежде с понятиями…

Что мы подразумеваем под словом "анархизм"? Пьяную матросню в тельняшках, поющих под гармошку "жареного цыпленка" и "яблочко", трудновоспитуемых подростков в 16 лет, рисующих в подъездах букву "А" и ограничивающие ее кругом, а в 25, имеющих профессию менеджера, жену, двух детей и оплаченную квартиру, а может не умеющих играть музыкантов, ждущих "звездного часа" от машины шоу-бизнеса, а пока развлекающихся неудачными попытками суицида, "группиз" и наркотиками? Ах, да! Я забыл о той группе граждан, что периодически ходит на выборы и голосует "против всех!", а также о любителях творчества режиссера Кустурицы…

Кто же такой Анарх и чем он отличается от анархиста можно понять, прочитав определение, данное ему Э. Юнгером. "Анархист, враг власти, всегда проигрывает в борьбе с ней после того, как причинит ей некоторые неприятности. "Анарх", со своей стороны, носит принцип власти в себе самом. Он является сувереном. Он ведет себя по отношению к государству и обществу как совершенно свободная от них сила". Такие дела.

В спектре анархического движения на сегодняшний день мы можем различить либертарных анархистов, "правых" анархистов, онтологических анархистов, R.A.S.H. (Red-Anarchist Skinheads), анархо-коммунистов и даже анархо-сатанистов. Я умолчал о многих других анархистских группах, ведущих свою родословную от первых русских старообрядческих общин, скопцов Ивана Григорьева, вооруженного сектантства конца XIX века и многих других. Осветить все эти течения в данной статье не представляется возможным чисто по техническим причинам. Потому ограничимся все-таки рассказом о воронежском анархо -движении во временном отрезке последних двадцати лет.

Итак, рассказывают, что на закате "перестройки" на площади Ленина средь бела дня видели трех субъектов с черным знаменем. Куда потом делась эта "троица", и какие семена были ею посеяны, сейчас не предается огласке по причине безопасности, могу только сообщить, что они "не отошли от дел" и являются весьма почитаемыми фигурами как в воронежском Underground'e, так и в среде крупных политических акул.

Мне вспоминается год "коммунального мятежа". Официально разрешенное время на проведение митинга закончилось и вот в первых рядах, перед строем полицейского оцепления поднимается транспарант с красноречивой надписью: "Капитализм - дерьмо!", своим содержанием "взвинтивший" умеющую читать публику. И если бы не работники спецслужб мгновенно выросшие за спинами смельчаков…. Ну да что-то я расфантазировался…

Последующие годы воронежская анархо-группа развила особого рода активность - налаживание контактов с сектами, заключенными, находящимися в психиатрических и тюремных изоляторах, интеллектуальным еретиками, социальными изгоями.

Воронежцы пошли по "иному пути", чем ортодоксальные анархисты, провозгласив смену экономического и политического строя - не основной целью, а побочной. Да, необходимой, но, все же, второстепенной. Говорит Андреа Часовски (один из координаторов воронежского анархо-движения):
Мы поставили своей целью - рождение нового человека. Мы призываем тех, кто исследует последние пределы человека, мы действительно хотим говорить с теми, для кого Человек - слишком тесная оболочка. Итак, либо ЗВЕРЬ либо АНГЕЛ! Остальное оставьте тем, кто привык, обмяк, кому близки ценности буржуа, кто не выносит вида крови, кто не слышит шелест ангельских крыльев. Давайте говорить с демонами и Богами. Что нам этот масс-медийный спектакль со всеми его постановками, антрактами и буфетом...

- Организация, как таковая отсутствует, предпочтительней здесь сетевая модель - малоуязвимая, мобильная, невидимая и всепроницающая. Из "видимых" проявлений - рок-группа "Шальные Дни" - своеобразный рупор анархистов, интеллектуальный интернет - проект "Школа Социологии" и лаборатория по исследованию пограничных состояний "Краденый Хлебъ". Обо всем этом можно прочитать на их официальном сайте www. anarh.2084.ru

Говорит Дмитрий Костин (координатор воронежского анархо-движения):
- Наша активность сейчас охватывает огромное поле деятельности. За эти годы нам удалось вырваться из того информационного гетто, в котором мы находились. Мы перестали ограничивать себя экологическими акциями и политическими пикетами. Мы научились говорить на языке различных социальных групп, субкультур. Таким образом, мы воспитали автономных солдат, способных мимикрировать, входить незамеченными в различные прослойки общества и вести свою работу не только с маргиналами (панками, нарко-тусовкой, "кислотниками", фанатами, хакерами), но и с преуспевающими группами. Днем - мы торговые представители, владельцы небольших кафе, студенты; вечером - завсегдатаи клубов с "золотой молодёжью", наркопритонов, скромные ученики вышедших с зоны "паханов", смиренные послушники пасторов различных еретических сект. Незаметные торговцы ненужным барахлом и очень ценных идей.

Деятельность наших агентов влияния - не направлена на сиюминутный результат. Их задача- углублять любой социальный конфликт, любое общественное недовольство. Они не употребляют в своем дискурсе слова "анархия", они творят ее. Мы верим в свой исторический шанс, и мы готовы к нему. Сплав из вооруженных сектантов, маргиналов различных мастей, деклассированных элементов и представителей среднего класса, осознавших свой "потолок" в обществе потребления будет посильнее "Молотова коктейля"…

Анархизм - умер! Да здравствует анархия!