Андреа Часовски

“ОТВРАТИТЕЛЬНОЕ”. - РАСПРОДАЖА!!!


(“…ветерок приветливо колыхал черные ленты, привязанные к веткам”. И. Бэнкс “Осиная фабрика”)


Те, кто наслышан о моих литературных пристрастиях, недоумевает, - что побудило меня взяться рецензировать книгу этого шотландца… “Пятое место в первой десятке литературного хит– парада Миллениум” – вряд ли я стал жертвой такого вот рекламного слогана.

Впервые я услышал про Иена Бэнкса из уст одного старого знакомого, троцкиста- марксиста, случайно столкнувшись с ним в книжном магазине. Этот умник поинтересовался, мол, не знаю ли я такого Бэнкса, которого сейчас читают студенты на его курсе. Я отрицательно покрутил головой и перевел разговор в более привычное для себя русло. Однако, имя писателя запомнил, и когда подвернулся случай, - “случаем” я обозначаю периодическое появление на своем горизонте продавца краденых книг,- то скупил себе всего Бэнкса, что у него на тот момент был.

“Бизнес”, “Песнь Камня”, “Улица Отчаяния”, “Осиная фабрика”, “Шаги по стеклу”, “Мост” – именно в таком порядке я ознакомился с книгами шотландца.

Среди фантастических сюжетов, текстовых наслоений, эклектики… мерещится нечто… Приглядываемся. Ага! – кусочки срезанной плоти, тщательно обернутые в фольгу и упрятанные в жемчугоносные раковины. Эти “подарки” для читателя своим присутствием пронизывают весь лес текста. Их можно не подбирать, но это не значит, что они не окажутся у вас в кармане. А после… после придет счет. Бэнкс – это аукцион гладкого, отполированного Отвратительного. Аукцион, о котором мы и не подозревали.

Чтобы это понять, следует прочитать “Осиную фабрику” – первый опубликованный роман, где Отвратительное пока еще только заворачивают в приветливый пакетик, обвязывают малиновыми и зелеными лентами, - сочетание цветов уже тошнотворное, но фольга так блестит, так блестит!

Разворачиваем. “Я- то ничьих собак не поджигал и не пугаю местных карапузов горстями личинок или полным ртом червей”. Вот так- то!

Далее - изумительное описание схватки с кроликом, у которого в “глазах – по свернувшемуся слизню”. Какой- то инфернальный зверь, нападающий на человека с оголенными зубами – резцами, воспитанник ТОГО кролика, из сказки Кэрролла – только ТАМ можно стать таким. Кролик – пришелец. И об этом ясно говорит текст. “Злобный самец забрел на Угодья со стороны в надежде установить свои порядки, но пал в поединке с высшим существом”. Спустя время “высшее существо” вставит самодельную бомбу в задний проход уже поверженного противника, предварительно сделав несколько надрезов в районе анального отверстия. Я нигде не встречал такого радужного описания смерти кролика. “Вокруг зверюги вспух огненный, с черными переливами, шар”. Рванет хорошо. Это нам гарантирует автор.

Автор также гарантирует, что “высшее существо” не остановится на этом и с помощью огнемета уничтожит весь кроличий выводок.

А как вам описание смертей родственников “высшего существа”? Один “просверлил себе дырку в виске и, обнаружив, что еще жив, доехал до ближайшей больницы, где вскоре и умер”. Другой пустил газ в комнате и уселся ждать безболезненной смерти, нечаянно закурил, выскочил, охваченный пламенем на улицу и нырнул в бак с дождевой водой. “Где и захлебнулся, суча ножками и тщетно пытаясь выпростать руки, чтобы ухватиться за края бака”. По сравнению с этими смертями гибель солдат в войне против аэрозольных баллончиков (а была и такая война!) не так живописна.

“Высшее существо” между делом, вероятно, исключительно для читателя, занимается воспоминаниями обстоятельств убийств своих братьев и сестер. Больше всего меня поразил следующий способ – положить ядовитую змею в отстегнутый протез. И когда обидчик наденет протез, … ага! Справедливости ради скажу, что заманить еще родственника на минное поле или привязать кузину к огромному летающему змею – тоже не самые распространенные способы убийств.

Наш герой не слепой убийца, убивающий направо и налево. Каждый свой поступок он обосновывает. Если умерщвление кого- либо может причинить ему дискомфорт, то он отказывается от планируемого деяния. Вот, например, весьма трогательное рассуждение о смерти отца. “Но папы мне будет не хватать… Достанутся ли мне все его деньги? Это было бы здорово… Вообще столько всего можно было бы сделать – просто голова кругом. Но это означало бы большие перемены, а я не уверен, что готов к ним прямо сейчас”.

Конечно, многие любители животных не оценят в романе способ, которым пользуется наш главный герой, чтобы научить хомячков и других мелкий животных летать. Он запускает их с помощью катапульты далеко, через речку. “Сектор обстрела составлял 60 градусов, и в этих пределах я мог довольно точно поразить любую цель”.

Бункер. Место, где проводятся ритуал с “Осиной фабрикой” – машиной пыток для ос, чья смерть порождает Знаки, поняв смысл которых, можно заниматься предсказанием, да и не только… Бункер. “Сверху на меня смотрели отсеченные головы чаек, кроликов, ворон, мышей, сов, кротов и ящерок. Снизу… желтые лобные доли лошадей, собак, птиц, рыб и рогатых овец… В каждом ящичке лежало по трупику ос…” Не самое шумное место.

Отжившее в своем “отвратительном” сливается с людьми, люди не сопротивляются. Окружение нашего “высшего существа”: брат, сбежавший из психушки, который питается собаками и поджигает стадо овец, отец, скрывающий тайну рождения своего сына и живущий в буквально смысле на взрывчатке – в подвале полно пороха и снарядов, мать – совсем какая- то призрачная фигура, появившаяся в доме только тогда, когда ей приспичило родить, а потом также исчезнувшая, друг – карлик, подражающий полноценным людям, но неуклюже, что делает его еще более убогим, хотя, надо признать, он с более “нормальной” психикой, чем у остальных обитателей книги.

Вообще “нормальных” людей в книге не так много, а их описания не очень- то и интересны. Продавец, девки с дискотеки, медсестра, полицейский… Последний уже по определению ненормален. Наверняка у него в подвале есть полный набор для истязаний жертв и чулки в сеточку. Однако, оставим полицейского в покое, - мне никогда они особо на нравились, даже и в чулках.

Интересно следующее: не кажется ли мир, изображенный в романе, вырезанным, изолированным, выставленный вместе со всеми его персонажами в качестве лота на аукционе? Здесь совсем не то “отвратительное”, что мы находим у Батая и Пеньо – сакральное. Отвратительное и сакральное – переходящие друг в друга, взаимодополняющие. Глубокие бездны человеческого духа. Что- то не так у Бэнкса. Что- то совсем не так! Если экранизировать Батая, то просмотр киноленты наверняка бы сопровождался яростной мастурбацией и слезами. Экранизация “Осиной фабрики”, да и остальных романов Бэнкса – ведром поп- корна и желанием переключить канал.

Тем не менее, я рекомендую для прочтения “Осиную фабрику”. Вы догадываетесь в каких целях? Уже догадались?!!!

* * *

В своих последующих романах Бэнкс будет дозировать “отвратительное”. Облекая его в эротическую или фантастическую формы. Здесь же – россыпи, собирайте на здоровье! Ах, - да! А напоследок главный герой узнает тайну своего рождения. Он – девочка! Так вот почему он никогда не мог писать стоя!!!

ВСЕ СТАТЬИ АВТОРАМИФОЛОГИИЧТО ДЕЛАТЬ?