Андреа Часовски


ДАВАЙ ПОИГРАЕМ В ТЕЛО


Я чувствую себя кожаной мембраной, натянутой на костный каркас, - огромным шаманским бубном. … Сыграйте на моем теле, сыграйте на мое тело, поиграем в тело. Давай поиграем в тело.
Андреа Часовски “Воспитание ангелов”


Есть радикальное отличие между тем как воспринимаем тело мы и как воспринимают его наши враги. Чем оно было для них - казнимое, расчленяемое, выставляемое на всеобщее обозрение? Объект реализации власти, поле триумфа, где в пытках и наказаниях проявлял себя субъект - носитель власти. Правосудие через казнь тела заявляло о своем величии, монарх утверждал свою власть и давал наглядный урок остальной массе тел.

На теле паразитировали сразу несколько властных инстанций и их агентов. Надзиратели, врачи, тюремные священники, палачи, психиатры, психологи, воспитатели, социальные работники. Тела пересчитывали, составляли учет, клеймили, каждому телу выдавался определенный табельный номер или идентификационный код. Паспорт, удостоверение, клеймо, реестр “особых примет” так уж и велика между ними разница?

Власть изобрела множество дополнений к телу, - таких дополнений, что совсем не служат радости. Это – тюрьма, изолятор (ограничивают и удерживают тело как залог), гильотина (лишает жизни), орудия производства в капиталистическом мире (тело – дополнение к станку).

Власть распределяет тела в пространстве – да и слишком уж похоже устроены учебные классы, больничные палаты, рабочие места на заводах и тюремные камеры. Их конструкция предполагает известную прозрачность, чтобы обеспечивать максимальный контроль за находящимися в них телами. Ничто и никто не должен выпадать из поля зрения надзирателя, учителя, врача.

Армейская муштра и воспитание потенциальных победительниц “конкурсов красоты”- так ли велика разница в методах и в целях? Воспитание покорного тела, выставление тела на показ судей. И какая разница теперь – носит ли судья военную форму или в пиджаке восседает в конкурсном жюри.

Дисциплина, диета и гигиена. Порционное распределение свободного времени и пищи. Социологи, диетологи, тренеры. Попытка подогнать тело под определенные стандарты. И здесь важную роль играют имиджмейкеры и работники рекламной индустрии, - они научили тело подавать знаки, “задавать тон”. Как в случае конверсионной истерии, когда субъект посредством тела выражает то, что не может быть выражено посредством языка, так Власть посредством чужих тел выражает свои желания. В частности, рекламные ролики и плакаты формируют курс на единственно верный стандарт, который невозможно добиться приказами, но с успехом реализуется поданный как развлечение, смешанный с чувством неполноценности. Рекламируя какой-нибудь “энергетический напиток”, “шубы в Лужниках” или “горящие путевки”, реклама одновременно формирует представление об идеальном теле, которое достойно “это” пить, “это” носить и “где-то там” путешествовать. Реклама не приказывает, - она рекомендует. И в этом прогресс Власти. Власть отказалась от приказного тона и избрала тон предписательный, однако… иногда применяет силу.

Власть дробится в сонме своих инстанций, специализирующихся на наблюдении за телом и на его наказании. В таком случае, может телу стоит научиться дробиться, распадаться на неуловимые ртутные сгустки?

Так ли уж малопонятно теперь стремление некоторых растворить свое тело в “кислоте”? На тотальность контроля следует ответить гиперрастворимостью. Неуловимостью. Непредсказуемостью.

Осталось невысказанным – как же мы понимаем тело, в чем разница нашего тело-восприятия и восприятия тела властью? Возможно, что ответ на этот вопрос будет дан позже. Однако, начало положено. Причем, не мною и уже давно. Ответ находится в лаборатории нашего существования. В этой же лаборатории и наши тела.



ВСЕ СТАТЬИ АВТОРАУД ДУХОВНЫЙ_АНУС (солнечный)